среда, 14 октября 2020 г.

 Играем – речь малыша развиваем!


Одна из наиболее важных задач развития и воспитания ребёнка в раннем и дошкольном возрасте – развитие речи. Играя с малышом в речевые игры надо использовать их, в соответствии с определённым периодом становления речи.
Предлагаю вам, описание некоторых игр и рекомендаций по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
В раннем возрасте игры должны быть направлены на развитие различных функций – предпосылок речи. Русские народные песенки, потешки, считалки, стишки являются основой для развития психики малыша.
Игра «Сорока - белобока».
Произнося потешку, взрослый водит по ладошке ребёнка пальцем – «варит кашку». Затем, начиная с большого пальца, загибает каждый пальчик ребёнка, оставляя не согнутым мизинец.
        Сорока – белобока,
         Кашку варила,
         Деток кормила,
         Этому дала,
         Этому дала,
         Этому дала,
         Этому дала,
         А этому не дала.
         Ты мал,
         Коры не драл,
         Воду не носил,
         Кашу не варил,
         Не дам тебе каши!
Игра «Ладушки».
Взрослый берёт в руки ребёнка в свои и хлопает в такт песенки. На последних строчках взрослый поднимает руки малыша вверх и кладёт их на голову.
         Ладушки, ладушки,
         Где были?
         У бабушки.
         Что ели?
         Кашку.
         Что пили?
         Простоквашку.
         Кыш, кыш, полетели,
         На головку сели.
Игра «Идёт коза рогатая».
Взрослый вытягивает два пальца из кулачка ребёнка и вместе с ним изображает козу.
         Идёт коза рогатая,
         По боку дратая,
         Кто молочко не пьёт,
         Того рогом бьёт –
         Пыр, пыр, пыр!
Игра «Потягушеньки».
Взрослый берёт попеременно руки и ноги малыша и делает с ними движения, напоминающие потягивания.
         Потягушеньки,
         Потягушки,
         Поперёк толстунушки,
         А в ножках ходунушки,
         А ручки хватунушки,
         А в роток говорок
         А в головку разумок!
В этих играх сочетаются речь и движение, а это является основой для формирования ритмической организации речи.
Так же в раннем возрасте очень полезны игры – манипуляции. Это складывание пирамидки, кубиков игры с водой во время купания, катания мячика, все они позволяют познавать свойства и качества предметов, пополнять словарный запас малыша.
В младшем дошкольном возрасте надо и дальше знакомить ребёнка с окружающим миром, и в этом вам, уважаемые родители, помогут произведения классиков детской литературы – А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского, Е.Благиненой, И.Токмаковой и других. Главное подойти к этому творчески, ведь любое стихотворение, детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном использование. Важно превратить стихотворение в игру, сказку, где участникам становится вам малыш.